Синдром последней четверти. Как справиться с усталостью?
Важно понимать, что знания, полученные через большой протест (истерики, слёзы, наказания) не останутся в голове надолго, даже если чудом в эту голову попадут.
Конец учебного года – время приятное, но непростое. Ученики очень скоро забросят тетрадки на три месяца лета, а родители забудут про проверку домашней работы, подготовку проектов и смогут больше времени уделить активному отдыху. Так уж вышло, что силы кончаются у всех участников учебного процесса. Устали учителя, устали родители и устали ученики. Но если взрослые участники процесса могут помочь себе самостоятельно, то дети зачастую даже не понимают, что с ними происходит. Настроение резко меняется, просыпаться утром совсем не хочется, желание стараться на уроке пропадает. Домашняя работа, которая и ранее вызывала трудности, теперь и вовсе становится причиной больших внутрисемейных конфликтов. В отдельных случаях ребёнок может начать отказываться от посещения секций и кружков, особенно если впереди отчётный концерт или важное соревнование. У многих родителей в голове промелькнёт мысль: «…а вот в телефоне он сидеть не устал, а во дворе носиться и беситься тоже не устал. А уроки делать устал!».

Трудность в том, что для выполнения сложных заданий при отсутствии желания необходима настойчивость, самообладание, терпение. Другими словами, справиться с трудностями в ситуации утомления может далеко не каждый ребенок. Чтобы это было возможно, необходима огромная мотивация или высокий уровень волевой саморегуляции. А как же быть если силы кончились, большого желания ваше чадо не проявляет, а большой силой воли ребенок похвастаться не может?

Сначала важно чётко поставить цель! Для этого ответим на вопросы:
1) что хочу я как родитель,
2) что хочет мой ребёнок, и, самое главное,
3) что на данный момент он (мой ребёнок) может осилить.

Эти вопросы нужно задать не только себе, но и ребёнку. При ответах на эти вопросы себя нельзя обмануть. Потому что обман приведёт к тому, что цель, которую мы выбираем, будет изначально недостижима. Постарайтесь быть объективными и не «повышать планку» перед концом учебного года. При ответах на вопросы о цели также важно не попадаться в ловушку «он у меня умный, способный – это просто лень!». В случае, когда у ребёнка есть возможность заработать 5-ки, получить похвалу и ощущение успеха, а также избежать конфликтов и скандалов, которые непременно приведут к санкциям и наказаниям, он непременно постарается это сделать. Если мы видим ЛЕНЬ, на это есть весомая причина.
Когда цель поставлена, то приготовьтесь поддерживать своего ребёнка, принимать не только его успехи, но и неудачи, мотивировать его в моменты упадка сил. Стоит вместе пересмотреть расписание дополнительных занятий, если ребёнок физически устаёт и у него не остаётся времени на отдых (именно отдых, а не выполнение домашнего задания). Кстати, организацией качественного отдыха – физическая нагрузка, прогулки, встречи с друзьями, приятная совместная деятельность и т.п. – также предстоит заняться взрослым. Когда кончаются силы, то и желание отдыхать (двигаться, придумывать, общаться) уходит на второй, а иногда и на третий план. Итак:

ФОРМУЛА УСПЕХА: адекватная цель + поддержка значимого взрослого + чёткое понимание сколько осталось дотерпеть до конца + отсутствие лишней нагрузки + качественный отдых.

Важно понимать, что знания, полученные через большой протест (истерики, слёзы, наказания) не останутся в голове надолго, даже если чудом в эту голову попадут.

ФОРМУЛА ПРОВАЛА: недостижимая цель (ребёнок всегда получал 3-ку , а мы требуем всё закрыть на 5) + хроническое утомление без качественного отдыха + тревога и неуверенность в своих силах + отсутствие желания + мысль, что это не закончится никогда + критика и отсутствие поддержки со стороны значимого взрослого.

Витамины, водные процедуры, прогулки, вкусная еда, приятное общение и эмоции, лёгкая зарядка и хороший сон станут верными помощниками в достижении цели и помогут продержаться до самого конца.

РЕЗЮМИРУЕМ.

- Встаньте на сторону своего ребёнка в отношениях с учителями и школой.
- Постарайтесь изменить своё отношение к оценкам.
- Не разрешайте засиживаться за уроками до полуночи.
- Позвольте детям иногда лениться.
- Старайтесь почаще проводить время с ребёнком (не уроки).
- Не забывайте про режим и правильное питание.
- По возможности отмените на время необязательные занятия.

P.S. Сигналы о том, что последняя четверть будет даваться с большим трудом поступают от ребёнка, как правило, заранее. Родитель может их заметить, если будет внимателен. Как говорят мудрецы: предупреждён, значит вооружён.