Почему ребенок не хочет (не может) делать уроки? Из психологической практики:
Результаты психологической диагностики показывают, что за отказом делать уроки могут скрываться другие причины. А фраза «не хочу делать уроки» — это уже следствие.
Довольно часто родители, обращаясь к психологу, говорят слова: «наш ребенок не хочет делать уроки».
Но результаты психологической диагностики показывают, что за отказом делать уроки могут скрываться другие причины. А фраза «не хочу делать уроки» — это уже следствие.

Причины:

1. Познавательные процессы (и их свойства) развиты на низком уровне

Мышление, внимание, память, восприятие - сложные психические процессы. Их развитие обусловлено множеством факторов. С низким уровнем развития познавательных процессов учиться невыносимо сложно. В таком случае, ребенок преодолевает огромные трудности каждый день. Но от постоянной практики легче не становится. Внешне это может быть незаметно. И тогда для родителей со стороны все выглядит банальным нежеланием и ленью.

В этой ситуации необходимо развивать именно процессы, а не штудировать знания. Как только уровень развития вырастет, усваивать информацию ребенку станет намного легче.

2. Низкая волевая саморегуляция

У такого ребенка утомление наступает быстрее, чем у других детей. А восстановление наступает медленнее или не наступает совсем. Настойчивости и самообладания, а также стремления достичь цели не хватает или нет совсем. То есть перед небольшой трудностью ребенок пасует. Умножаем на 6 дней в неделю и получаем огромное сопротивление ребенка и усталость родителей.

Здесь родителям приходится становится как будто «внешней волей» для ребенка, помогая с организацией домашних занятий (желательно, в одно и то же время), разбивая невыносимо долгую «домашку» на небольшие, конечные порции заданий. Постепенно ребенку отдается все больше и больше возможности самостоятельно регулировать собственную деятельность.

3. Неуспешность в школе или конфликты с педагогом/одноклассниками

Речь идет о сформировавшемся негативном отношении к школе в целом. Вышеперечисленные причины также могут иметь место быть в данном случае. Как следствие, в результате затянувшейся неуспешности ребенка в школе может появится школьная дезадаптация. Дезадаптация с трудом поддается коррекции и требует кардинальных изменений в жизни ребенка, например, смены учебного коллектива или школы.

При возникновении такой ситуации, как правило, требуется длительная подготовка ребенка к такому изменению, чтобы ребенок поверил, что возможно и по-другому.

4. Педагогическая запущенность

При педагогической запущенности ребенок не усвоил необходимый объем материала по различным причинам. Такими причинами могут быть: переезды, неопытность педагога, частая смена педагога, длительные болезни и пропуски занятий и т.д. То есть познавательные способности ребенка развиты на должном уровне, но знаниевый компонент недостаточно развит.

При решении такой проблемы, как правило, требуются занятия именно с педагогом, чтобы устранить пробелы в знаниях.

5. Высокая тревожность

Тревожный ребенок, в принципе, за любую значимую деятельность будет браться с большой оглядкой. Пока есть шанс стать неуспешным, ребенок будет дистанцироваться от деятельности. Причиной часто являются физиологические особенности ребенка, но бывают и внешние неадекватные воздействия (крики, наказания и т.д.) взрослых во время выполнения домашних заданий.

В данном случае, целью коррекции становится стабилизация эмоционального состояния ребенка, снижение негативных факторов среды.

6. Неадекватно завышенные требования родителей

Кто ни хотел бы иметь умного и одаренного ребенка. Очень заманчивая идея, что любой цветочек вырастет особенным, если правильно ухаживать и поливать. «У нас не было столько возможностей в детстве, а ему ничего не надо» – так думают родители в похожей ситуации.

Стоит помнить, что, в первую очередь, нужно учитывать способности и желания ребенка.

7. Отказ от самостоятельного выполнения домашних заданий

В данной ситуации ребенок не отказывается делать уроки совсем, но отказывается делать их самостоятельно. Ребенку хочется, чтобы рядом находился взрослый, к которому всегда можно обратиться за подсказкой, т.е. переложить ответственность. Такая ситуация возникает, как правило, если у ребенка не развиты навыки самоорганизации, и/или не хватает внимания родителей, и/или высокая тревога.

После выявления причин (скорее всего – одна из предыдущих), исправление ситуации – только дело времени.

8. Нарушение ролевого поведения в отношении родителей

Как правило, такой ребенок в школе ведет себя хорошо, и усердно учится. Дома же показывает диаметрально противоположное поведение. Ребенок совсем не слушает родителей, и в голове у ребенка не произошло образование причинно-следственной связи «я – ученик → вся учеба — это моя ответственность».

Получается, что отказ от выполнения домашнего задания – это только одно из проявлений нарушения поведения. Изменения, в таком случае, необходимы внутри детско-родительских отношений.

Post Scriptum

Трудно выделить все причины нежелания делать уроки. Так как в средней и старшей школе добавляются уже новые, зачастую совершенно логично обоснованные причины отказа от ДЗ в пользу более важной деятельности. Например, зачем писать доклад по мировой художественной культуре, если нужно готовиться к ЕГЭ по химии. И спорить зачастую трудно.

Причины же, перечисленные выше, часто встречаются в сложном сочетании и даже на выявлении всех переменных уходит время.

Но что можно сказать наверняка – внешне поведение ребенка выглядит всегда одинаково – отказ, слезы, скандалы, протест.

Авторы: Амелицкая Т.С., Амелицкий А.К.