Подводные камни раннего развития
И у педагогов и родителей перед глазами оказывается семилетний ученик с поведением пятилетнего ребенка.
Последовательность и гармония – одни из основных принципов правильного психологического развития ребенка. Как говорится, всему своё время.
Еще 20 лет назад учителя начальной школы говорили родителям будущих первоклассников: «Главное, чтобы ребенок был здоров, а остальному научим». Иными словами, требование уметь читать, писать и считать к дошколятам не предъявлялось, хотя кто-то приходил в первый класс уже имея багаж первых знаний. В таком случае ребенок получал на уроке дополнительные задания и работал самостоятельно. Остальные активно осваивали первые школьные умения в течение полугода.
И это совершенно верно.
До шести лет в развитии ребенка идет так называемый период игры. К шести годам он подходит к завершению и в психической деятельности ребенка появляется важное новообразование – мотив учения. Только при наличии этого мотива происходит осознанное учение ребенка.
И, как правило, в шесть лет дети сами активно начинают изучать грамоту. Важно: они хотят этого, им интересно учиться и у них всё получается! Кто-то любит учиться дома с родителями, кому-то нравится ходить в развивающие группы — «как взрослые ученики». А кто-то удивительным образом начинает читать и писать, не прилагая к этому каких-либо усилий — бегая, прыгая, играя и казалось бы вообще не интересуясь этой грамотой.
Таким образом, начинать знакомство с грамотой в шесть лет нормально, детская психика к этому возрасту уже полностью созрела, сформировалась для подобной активности познавательных процессов.
Но бывает и так, что, едва заговорив, дети, под давлением родителей, начинают повторять буквы, складывать их в слоги. У них перед глазами игрушки с буквами, настенные азбуки, а рядом мама, которая предлагает им прочитать что-то. Мамы гордятся детьми, читающими в четыре-пять лет, решающими задачи. Однако мамы не видят, что в это же время мозговая активность у ребенка направлена на те умственные действия, которые на уровне психофизиологии ему еще не свойственны. И затрачиваемой на это активности мозга не хватает на формирование у ребенка способности и готовности организовывать ролевую игру со сверстниками, учиться управлять своими эмоциями, уметь подчинять свои желания тому, что важно и нужно сделать сейчас, подчиняться правилам, которые устанавливают взрослые и впитывать культурные ценности семьи и общества. То есть гармоничное развитие маленького человечка нарушается.
А всё потому, что ребенок видит и слышит как важны родителям его успешность в грамоте и старается вовсю. Самое главное для него – это похвала и одобрение родителей.
В итоге взрослые, желавшие идти в ногу со временем и принявшие концепцию раннего развития ребенка формируют у малыша так называемую психологическую неготовность к обучению.
Выражается она в следующем:

  • ребенок всё умеет, но ничего не хочет и не делает;
  • ребенок тревожится за успехи настолько, что при неуспехе устраивает истерики со слезами;
  • ребенок не умеет общаться со сверстниками и либо замыкается в себе, обижаясь на всех, либо дерется и воюет;
  • ребенок приходит в школу только для того, чтобы поиграть;
  • ребенок не умеет подчиняться правилам.
И у педагогов и родителей перед глазами оказывается семилетний ученик с поведением пятилетнего ребенка. Активностей у него очень много, да и возможностей сколько угодно:

  • можно во время урока поговорить сразу со всеми одноклассниками, они никуда не убегут;
  • ответ можно кричать громче всех;
  • если залезть под парту, то всем становится весело и все смеются;
  • можно погулять по классу во время урока, никто не толкается, а сколько интересного на соседних партах!
  • а если выйти в коридор, то там совсем пустынно, бегай – не хочу;
  • писать в тетрадках уже неинтересно и надоело;
  • дома можно взять планшет и поиграть, включить телевизор, а в ответ на запреты очень громко покричать и пореветь.