В статье «Адаптация первоклассников к школе» говорилось о том, насколько поступление в школу важный этап в жизни каждого ребенка, какие физические, психические и эмоциональные нагрузки он испытывает в первые месяцы обучения и о том, что во многом успешная и быстрая адаптация к школе зависит от правильного поведения родителей первоклашки (также читайте об этом в статье «Почему первоклассник не хочет учиться?»). Ниже приведен ряд советов, которые помогут родителям и будущему ученику подготовиться и привыкнуть к новой, школьной жизни.
Очень важно помочь первокласснику поверить в себя, свои силы и возможности, тогда он будет увереннее делать первые шаги в учебе. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается эта работа», «Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку» — вот слова, с которыми нужно обращаться к ребенку. В этот нелегкий период он нуждается в эмоциональной поддержке (особенно когда не все получается), в спокойной доброжелательной обстановке дома. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Не допускайте негативных установок в отношении ребенка и школы: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Украшайте в сознании ребёнка образ школы, не говорите плохо о школе, участвуйте в школьных делах. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Не критикуйте ребенка за то, что он плохо пишет, медленно читает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы похвалить первоклассника. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Поддержите ученика словами: «У меня тоже получилось не с первого раза», «Мне тоже это было делать трудно». Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. При этом недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие.
Не сравнивайте ребенка с другими – это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями. Однако хвалите первоклассника за успехи и достижения. При этом важно поощрять ребенка не только за учебные успехи, но и за добрые поступки, творчество, старание. Это также формирует его личность и самооценку.
Предоставьте первокласснику самостоятельность в самообслуживании и в учебной работе. Контроль его учебной деятельности со стороны родителей должен быть умеренным и обоснованным.
Каждый день интересуйтесь школьными событиями, отношением к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок, отношениями со сверстниками, учителем. Спросите у ребенка «Что сегодня было самое интересное?», «С кем ты подружился?», «Что вкусного было в столовой?» и.т.д. Очень полезно ребенка просто послушать. Если дети не могут ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь. В помощь родителям – статья «25 способов узнать у ребенка как дела в школе».
На первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если будут обсуждать их с учеником, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение. При этом требования родителей и учителя не должны противоречить друг другу.
Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению, его индивидуальные особенности (темп работы, утомляемость, внимательность, общительность). Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, комфортный для самого ребенка, следите за его соблюдением. Продумайте режим таким образом, чтобы чередовать малоподвижные виды деятельности с двигательной активностью, интеллектуальные и физические виды деятельности. Контролируйте продолжительность выполнения ребенком домашних заданий (в первом классе — 1-1,5 часа, включая чтение), а также время сна (сон должен составлять не менее 9-10 часов в сутки для полноценного отдыха). Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Развивайте интерес к учебе через игру.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Сообщайте ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший приветливыми взглядами, ласковыми прикосновениями и, конечно, словами: «Как хорошо, что ты у нас есть!», «Я люблю, когда ты дома» и тому подобными. Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день – по мнению психологов, это норма, которая необходима ребенку для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий ежедневно. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.