ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности...
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. О психологических аспектах адаптации к новой, школьной жизни подробно говорится в статье «Адаптация первоклассника к школе». Ниже речь пойдет о психофизиологических изменениях, сопровождающих этот период жизни малыша.

Начало новой деятельности – обучения – требует от ребенка более высокого уровня развития и организации психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), а также более высокой способности управлять своим поведением. По данным физиологов, кора больших полушарий мозга человека достигает необходимой для этого зрелости к семи годам. И, как правило, дети сами к этому возрасту начинают проявлять интерес к учебе и у них всё получается, даже если раньше они не хотели заниматься с родителями или посещать развивающие группы. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Однако специфически отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не сформированы до конца (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году). Это проявляется в том, что первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, внимание их слабоорганизовано, неустойчиво, они обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и прочим. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни, но ему пока недоступны логическая и смысловая обработка материала. Для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал, действия «в уме» даются ученикам первых классов с трудом. Поведение первоклассников отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Важно понимать, что ребенок учится управлять собой и своими мыслительными процессами постепенно, нуждается в развитии. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр., и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».
Кроме того, на психофизиологическое состояние ребенка в этот период влияет изменение режима дня, увеличение нагрузки на зрение и позвоночник, мелкие мышцы руки, недостаточность двигательной активности (поэтому в этот период очень важны занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, игры, во время которых ребенок может свободно двигаться).

Также следует учитывать индивидуальные особенности именно вашего ребенка и не сравнивать его с другими детьми или с собой – ведь родители, а тем более бабушки и дедушки учились при совершенно других условиях, когда мир не был столь динамичным и информационно насыщенным.