Кажется, что современные дети готовы к школе, ведь в детском саду есть учебные игры и задания, да и дополнительные занятия по подготовке к школе никто не отменял. Как правило, на таких занятиях занимаются развитием познавательных способностей детей, но готовность ребёнка к школе определяется не только интеллектуальным аспектом.
В психологической готовности ребёнка к школе выделяются традиционно следующие составляющие:
- интеллектуальная готовность к обучению;
- мотивационная готовность к обучению;
- волевая готовность к обучению.
Когда речь идёт об интеллектуальной готовности, то в первую очередь говорят о развитии мышления. Именно этот аспект развивается на большинстве дополнительных занятий. Но, как это ни странно, интеллектуальная готовность не предполагает, что ребёнок умеет читать, считать или писать. Главное – это наличие у ребёнка необходимого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и, как следствие, даёт ребёнку возможность читать, писать, считать.
Но, как отмечают многие психологи, ведущую роль в готовности ребёнка к школе играет развитие мотивационно-потребностной сферы. Даже если у ребёнка высокий уровень развития познавательной сферы, это не является гарантом его дальнейшего успешного обучения в школе. Мотивационную готовность составляют социальные мотивы (желание занять новую позицию школьника в мире людей, потребность в общении со взрослыми на новом уровне) и мотивы, связанные с учебной деятельностью, которые ребёнок не может удовлетворить дома. Сплав этих двух мотивов, стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности составляют «внутреннюю позицию школьника».
Мотивационная готовность формируется не сразу, а постепенно. Как отмечает психолог Марцинковская Т.Д., существует несколько этапов формирования:
- первым этапом является интерес к внешней стороне учёбы, процессу обучения, то есть интерес к школе, школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе;
- но такой интерес недолог, он проходит через 2-3 месяца обучения и ему на смену приходит интерес к содержанию занятий, получению знаний, то есть собственно познавательная мотивация.
Последней составляющей психологической готовности является волевая готовность дошкольника. Это способность ребёнка сосредоточиться и удерживать инструкцию, которую даёт ему взрослый. Ребёнок со сформированной волевой готовностью сможет с лёгкостью «не выпадать» из урока, не забывать «записать задание в тетрадь» и удерживать своё внимание на процессе обучения.
Дополнительно также рассматривают двигательное развитие ребёнка, ведь координация рук позволит в будущем красиво и быстро писать, правильно держать карандаш или ручку, не уставать при письме. Не менее важно согласованность между действиями глаз и руки, ведь зачастую будущему первокласснику нужно будет смотреть на доску или учителя и записывать что-то в тетрадь.
Определить уровень психологической готовности ребёнка к школе несложно, но если это делается не специальными методиками, а просто «на глаз», то говорить можно только о субъективном оценивании.