ВОЗРАСТ: 4 класс
Особенности развития
Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Сформированность учебных умений и навыков:

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:

  • слушать учителя;
  • выделять главную мысль сообщения;
  • связно пересказывать содержание текста;
  • отвечать на вопросы к тексту;
  • ставить вопросы к тексту;
  • делать содержательные выводы на основе полученной информации;
  • письменно выражать свою мысль;
  • привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
  • адекватно оценивать результаты собственной работы.

Индивидуальные способности и склонности:


К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.


Вопросы, с которыми родители четвероклассников обращаются к психологу:
(возможные, неполный список)
• гиперактивный, неусидчивый, умный, но не всегда успешный;
• медлителен, быстрая утомляемость;
• сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость;
• не подчиняется требованиям учителя, отказывается от деятельности, нарушает дисциплину в классе;
• отказ от выполнения домашних обязанностей и уроков;
• конфликтные отношения с одноклассниками;
• тревожность;
• агрессия дома в школе;
• боязнь неудач;
• эмоциональная незрелость;

В случае необходимости рекомендуются специалисты, решающие вопросы здоровья ребенка.