ВОЗРАСТ: 3-4 года
Особенности развития
Социально-эмоциональное развитие:
Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

Общая моторика, моторика рук:
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 секунд. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.

Зрительно — двигательная координация:
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

Восприятие и предметно-игровая деятельность:
Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

Речевое развитие:
Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

Понимание речи:
Понимает названия цветов: "Дай красный мяч". Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и голубой шар").
Психологические проблемы у детей 3-4 лет
(возможные, неполный список)
• Кризис 3-х лет.
• Не участвует в совместных играх, не проявляет интерес к общению.
• Трудности в выполнении действий по подражанию.
• Трудности в понимании сложных инструкций.
• Не усваивает временные, пространственные представления (день, ночь, правая, левая рука и т.п.).
• Не проявляет речевую активность.
• Ребёнок не говорит о себе в 1-м лице
• Отсутствие сюжетно-ролевой игры (1-2 роли), предметов заменителей в игровой деятельности.
• Нарушение восприятия (не использует простые сенсорные эталоны (геометрические фигуры)).
• Нарушение в развитии крупной и мелкой моторики (соответствующей возрасту ребёнка).
• Не выполняет задания с опорой на картинку.
• Не сформированы навыки сравнения, обобщения, классификации.
• Застенчивость.
• Страхи.
• Ревность.
• Упрямство.
• Агрессия, раздражительность.
• Нарушение сна.
• Эгоизм.
• Гиперактивность.
• Плохой аппетит (отказ от пищи).
• Разрушительная деятельность.
• Чувство вины.
• Тревожность.
• Трудности в освоении норм поведения (поведение в общественных местах и т.п.).
• Обидчивость.